(1 часть)
Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя - Фридрих Стовассер (Friedrich Stowasser); 15 декабря 1928, Австрия (Вена) — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский художник, архитектор, дизайнер, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле. Его отличают энтузиазм, фантазия, собственный графический стиль и оригинальная архитектурная концепция.
Фридрих Штовассер родился 15 декабря 1928 г. в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу в системе Монтессори. Мать Elsa Stowasser скончалась в 1972 году. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром). В 1948 г. Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле. Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны. Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение. Любимое животное Хундертвассера — улитка с домиком на спине (см. его проект флага для Новой Зеландии). Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга». Художник скончался 19 февраля 2000 г. в Новой Зеландии.
Находится дом на тихой узкой улочке в 3-ем микрорайоне Вены, здание на углу Лёвен-гассе и Кегельгассе (Kegelgasse 34-38 / Lowengasse 41-43).
"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники". ( Н.Колесова, "Культ Личностей", 9/10 1999)
Фриденсрайх Хундертвассер: Семейный центр Ronald McDonald
Church of St. Barbara(1987/1988)
Фабрика Розенталь. Rosenthal AG Selb
Motorway Restaurant, Bad Fischau
«Лесная спираль» Хунтертвассера.
Дом «Wohnen unterm Regenturm»
Комплекс «Зелёная Цитадель» (“Die Grüne Zitadelle”, Magdeburg, Германия), 1998-2005
Завод по сжиганию мусора (District Heating Plant Spittelau, Шпиттелау, Австрия) 1988-1992
Поселок термальных источников. Бад-Блумау, Австрия (1993-1997)
И немного картин:
*** "Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни. Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел." (О графических работах, 1984)
|