-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии »нтересное
»нтересное
22:42 29.05.2020
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии необычное
необычное
01:44 27.04.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии –осси€
–осси€
10:07 08.02.2014
‘отографий: 2

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Lenyr

 -ћетки

азарт азартные игры аксессуары бисероплетение блюда бонусы будущее в духовке в саду виртуальное казино вкусно война выращивание в€зание крючком в€зание на спицах гаджеты дачнику декор декорирование демо деньги дети дизайн дл€ детей дл€ дома дл€ женщин дл€ мам дл€ родителей домоводство досуг еда живопись жизнь заготовки заготовки на зиму знаки зодиака играть онлайн играть онлайн бесплатно игровые автоматы игровые автоматы онлайн из бисера из бумаги из кабачков из картошки из курицы из овощей из творога инновации интересное интернет казино к новому году к пасхе к празднику казино казино онлайн как приготовить коронавирус кулинарные рецепты лечение люди мастер-класс на зиму на новый год на пасху на праздник народные рецепты народные средства необычное новинки новогоднее новый год общество огород онлайн казино полезное политика правда православие психологи€ растени€ рецепт приготовлени€ рецепты рецепты приготовлени€ росси€ саморазвитие своими руками секреты скачать бесплатно скачать книгу скачать книгу бесплатно слоты советы солень€ схемы украина уход хобби цветы шаблоны эзотерика

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.03.2010
«аписей: 14072
 омментариев: 14231
Ќаписано: 36882



»коны древней –уси

—уббота, 07 январ€ 2012 г. 12:52 + в цитатник


»конопись в ƒревней –уси была делом св€щенным. —трогое следование каноническим предписани€м, с одной стороны, обедн€ло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражени€ иконописца, так как иконографи€ образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставл€ла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновени€ в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами.




“радиции и усто€вшиес€ приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовлени€ красок и, наконец, последовательность письма.
ѕри написании икон в ƒревней –уси примен€ли краски, в которых св€зующей средой €вл€лась эмульси€ из воды и €ичного желтка — темпера.



»коны чаще всего писали на дерев€нных досках. ќбычно брали доски из липы, на —евере — из лиственницы и ели, в ѕскове — из сосны.
ƒоску, как правило, вытесывали из бревна, выбира€ наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. ѕроцесс этот был трудоемким и длительным.



ƒоски дл€ икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. Ќа лицевой стороне доски обычно делалась неглубока€ выемка — ковчег, ограниченный по кра€м доски незначительно возвышающимис€ над ним пол€ми. ƒл€ маленьких икон могла использоватьс€ одна доска. ƒл€ икон большого размера соедин€лось несколько досок. ’арактер креплени€, глубина ковчега и ширина полей нередко позвол€ют определить врем€ и место изготовлени€ иконной доски. ѕол€ древних икон ’I-’II веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Ѕолее поздние иконы имеют узкие пол€, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.



¬ качестве грунта примен€лс€ левкас, который приготовл€лс€ из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) кле€. »конную доску несколько раз промазывали жидким гор€чим клеем, затем наклеивали паволоку, притира€ ее ладонью. ѕосле высыхани€ паволоки наносили левкас. Ћевкас накладывалс€ в несколько приемов, сло€ми. ѕоверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. »ногда на левкас наносили рельеф. ¬ древних иконах, начина€ с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. »ногда така€ узорна€ чеканка выполн€лась на нимбах. ¬ более поздние времена (с XVI века) дл€ создани€ углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществл€лась резьба по левкасу. ѕотом рельеф золотили.



Ќа подготовленной поверхности грунта делалс€ рисунок. —начала выполн€лась перва€ прорисовка изображений, а затем втора€, более подробна€. ѕервую прорисовку делали легким касанием м€гкого угл€ из веток березы, вторую — черной или коричневой краской.



Ќекоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по пропис€м, полученным с икон, которые служили образцами.
ѕосле этого начиналось собственно письмо. —начала золотили все, что требовалось: пол€ иконы, свет, венцы, складки одежды. «атем выполн€лось доличное письмо, то есть писались одежды, строени€, пейзаж. Ќа заключительном этапе создани€ иконы писались лики. √отовое изображение покрывали особого рода масл€ным лаком — "проолифливали".



–абота красками выполн€лась в строго определенной последовательности. » иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и мен€лись во времени.
—начала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими сло€ми соответствующих красок в таком пор€дке: фон (если он не золотой), горы, строени€, одежды, открытые части тела, лики. ѕосле этого делалось пробеливание, при котором высветл€лись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). ѕостепенно добавл€€ к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие участки высветлени€. ѕоследние штрихи наносились уже чистыми белилами.
ƒл€ создани€ большей объемности изображаемого на затемненные и углубленные участки наносилс€ тончайший слой темной краски. ѕосле темной краски тонкими лини€ми прорисовывались все черты лица и волосы.



ѕотом наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пр€ди волос белилами или охрой с большим добавлением белил. «атем наносились "рум€ны".  расную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки ушей. ѕосле этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.



–уководством к написанию икон служили образцы — "подлинники". ѕодлинники содержали указани€, как должно писать тот или иной образ.
“емперна€ живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Ётого достигали в течении долгих лет ученичества. »конописание было великим творчеством. »зограф специально готовилс€ к совершению "дела иконотворени€".
Ёто было актом общени€ с миром иным и требовало духовного и физического очищени€, когда все плотское по возможности подавл€лось: "...он, когда писал св€тую икону, только по субботам и воскресени€м касалс€ пищи, не дава€ себе поко€ день и ночь. Ќочь проводил в бдении, молитве и поклонах. ƒнем же со вс€ким смирением, нест€жанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Ѕогомышлением предавалс€ иконописанию".




”дачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Ѕогом. »мен древнерусских художников сохранилось очень мало. ¬едь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Ѕог, и потому казалось неуместным называть им€ человека, чьими руками Ѕог воспользовалс€.
— другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себ€ было не нужно: ведь Ѕог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытаетс€ воспроизвести ѕрообраз.





¬изантийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. ќни писали иконы, си€ющие позолотой и €ркими красками. ” каждого цвета было свое место, свое значение. ÷вета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. ¬ ¬изантии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. ќдна или несколько красок создавали говор€щий образ. ќбуча€сь у византийцев, русские мастера-иконописцы прин€ли и сохранили символику цвета. Ќо на –уси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской ¬изантии.  раски на русских иконах стали более живыми, €ркими и звонкими. »конописцы ƒревней –уси научились создавать произведени€, близкие местным услови€м, вкусам и идеалам.



«олотой цвет
«олотой блеск мозаик и икон позвол€л почувствовать си€ние Ѕога и великолепие Ќебесного ÷арства, где никогда не бывает ночи. «олотой цвет обозначал самого Ѕога. Ётот цвет си€ет различными оттенками на иконе ¬ладимирской Ѕожией ћатери.



ѕурпурный цвет
ѕурпурный, или багр€ный, цвет был очень важен в византийской культуре. Ёто цвет цар€, владыки - Ѕога на небе, императора на земле. “олько император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось).  ожаные или дерев€нные переплеты ≈вангели€ в храмах обт€гивали пурпурной тканью. Ётот цвет присутствовал в иконах на одеждах Ѕогоматери - царицы Ќебесной.



 расный цвет
 расный - один из самых заметных цветов в иконе. Ёто цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии »менно поэтому красный цвет стал символом ¬оскресени€ - победы жизни над смертью. Ќо в то же врем€ это цвет крови и мучений, цвет жертвы ’риста. ¬ красных одеждах изображали на иконах мучеников.  расным небесным огнем си€ют крыль€ приближенных к престолу Ѕога архангелов-серафимов. »ногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.



Ѕелый цвет
Ѕелый цвет - символ Ѕожественного света. Ёто цвет чистоты, св€тости и простоты. Ќа иконах и фресках св€тых и праведников обычно изображали в белом ѕраведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". “ем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Ќо белым цветом изображали только праведные души.



—иний и голубой цвета
—иний и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. —иний цвет считалс€ цветом Ѕогоматери, соединившей в себе и земное и небесное. –осписи во многих храмах, посв€щенных Ѕогоматери, наполнены небесной синевой.



«еленый цвет
«еленый цвет - природный, живой. Ёто цвет травы и листьев, юности, цветени€, надежды, вечного обновлени€. «еленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах –ождества.



 оричневый цвет
 оричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. —мешива€сь с царским пурпуром в одеждах Ѕогоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.



„ерный цвет
„ерный цвет - цвет зла и смерти. ¬ иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зи€ющую адскую бездну. ¬ некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Ќапример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину ¬селенной, изображали  осмос - старца в короне в иконе —ошестви€ —в€того ƒуха. „ерные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.



÷вет, который никогда не использовалс€ в иконописи - серый. —мешав в себе черное и белое, зло и добро, он становилс€ цветом не€сности, пустоты, небыти€. “акому цвету не было места в лучезарном мире иконы.









Ћица св€тых на иконах — это лики, то есть лица тех, кто вне времени, кто в вечности. » именно поэтому индивидуальные черты лица, понимаемые как случайные атрибуты временной земной жизни, оставл€ютс€ лишь как признаки, необходимые дл€ узнавани€.
Ћик — это лицо, освободившеес€ от печати мирских страстей и праздных треволнений и обретшее статус зримого символа свершившегос€ духовного преображени€.



”знать или отличить того или иного св€того можно лишь по канонизированному набору признаков (книга, одежда, борода, усы и т. д.). Ётот набор — своего рода иконографическа€ константа, код, воспроизводимый и повтор€емый без изменений при изображении данного св€того на разных иконах в разные эпохи.



Ќо иконы не прославл€ют плоть, как это делало искусство €зыческой античности. ќни воссоздают лишь те зримые ее черты, которые выражают собой незримые свойства ѕервообраза, такие как смирение, доброта, терпимость, нест€жание, кротость.
 ак говорил один из отцов церкви √ригорий Ќисский: "Ѕожественна€ красота про€вл€етс€ не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обуславливаемой каким-либо из€ществом красок, но усматриваетс€ в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью".






»конописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрени€, которому нельз€ довер€ть из-за его плотской природы, и потому считали дл€ себ€ об€зательным пытатьс€ изобразить мир не таким, каким они его вид€т, а таким, каков он есть на самом деле. ¬опрос же о том, каков мир на самом деле, мог решатьс€ только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимаетс€ не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.



ќшибаетс€ тот, кто ищет в иконе внешней красивости. ÷ерковное творчество отличаетс€ несколько иным пониманием красоты.  расота духовна€ выше телесной, и цель христианской жизни заключаетс€ в восхождении к ѕервоисточнику красоты — Ѕогу. ѕрирода — одно из средств познани€ Ѕога, через созерцание ее красот человек призываетс€ прославл€ть Ѕога-“ворца и созидать красоту своего внутреннего образа, возраста€ и обновл€€сь во ’ристе в новую тварь, преображенную, искупленную дл€ новой, ¬ечной ∆изни во ’ристе. Ќо мыслить духовно человеку в земных услови€х очень трудно, и ÷ерковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — нагл€дное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Ёто и есть древн€€ икона. ѕоэтому перед иконой «не писаному лику поклон€емс€ в молитве, а восходим к ѕервообразу»



язык иконы — это то же, что грамота. –ебенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. “ак и в иконописи есть сво€ грамота, сво€ школа, сво€ последовательность работы, через которые ученику даютс€ особые знани€, особа€ подготовка и особое воспитание. ѕрограмма и постепенность обучени€ также традиционны и проверены опытом многих поколений.








" ак некое Ѕогооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов ÷еркви, как их свидетельство вечности древн€€ икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрасти€, величие смирени€ и простоты, страх Ѕожий и благоговение. ѕеред ней затихают страсти и суета мира; она выситс€ над всем в ином плане быти€. »кона есть велика€ св€тын€ и по содержанию, и по форме. Ќекоторые иконы написаны перстом Ѕожиим, некоторые — јнгелами. јнгелы служили иконам, перенос€ их с места на место (“ихвинска€ икона Ѕожией ћатери и др.); многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копь€ми и стрелами, источали кровь и слезы, не говор€ уже о других бесчисленных знамени€х, как исцелени€ и прочее.
≈вангелие проповедует ÷арствие Ѕожие словом, икона то же вещает образом."



јвтор: NATAX

Lenyr
–убрики:  «≈–Ќќ ƒ”’ќ¬Ќќ≈
ћетки:  

ѕроцитировано 11 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м

Nadin-YA   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2012 г. 13:07 (ссылка)

81835561_2__2_ (600x445, 64Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lenyr   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2012 г. 13:23 (ссылка)

ќтвет на комментарий Nadin-YA

–ождество
ѕоздравл€ю с радостным и светлым праздником Ц –ождеством ’ристовым! ѕусть в ¬ашей жизни царит мир, спокойствие и добро! ѕусть горе и несчасть€ обход€т стороной ¬аш дом! —часть€, удачи и успеха всей ¬ашей семье, друзь€м и родным!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Donnarossa   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2012 г. 21:26 (ссылка)
Lenyr, очень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ать€на975   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 январ€ 2012 г. 15:38 (ссылка)
ƒай Ѕоже,постичь...—пасибо ¬ам!— –ождеством!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Cadmii   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2012 г. 12:21 (ссылка)
георг23
— праздниками теб€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку