-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии »нтересное
»нтересное
22:42 29.05.2020
‘отографий: 1
ѕосмотреть все фотографии серии необычное
необычное
01:44 27.04.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии –осси€
–осси€
10:07 08.02.2014
‘отографий: 2

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Lenyr

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.03.2010
«аписей: 13991
 омментариев: 14217
Ќаписано: 36782



»коны древней –уси

—уббота, 07 январ€ 2012 г. 12:52 + в цитатник


»конопись в ƒревней –уси была делом св€щенным. —трогое следование каноническим предписани€м, с одной стороны, обедн€ло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражени€ иконописца, так как иконографи€ образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставл€ла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновени€ в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами.




“радиции и усто€вшиес€ приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовлени€ красок и, наконец, последовательность письма.
ѕри написании икон в ƒревней –уси примен€ли краски, в которых св€зующей средой €вл€лась эмульси€ из воды и €ичного желтка — темпера.



»коны чаще всего писали на дерев€нных досках. ќбычно брали доски из липы, на —евере — из лиственницы и ели, в ѕскове — из сосны.
ƒоску, как правило, вытесывали из бревна, выбира€ наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. ѕроцесс этот был трудоемким и длительным.



ƒоски дл€ икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. Ќа лицевой стороне доски обычно делалась неглубока€ выемка — ковчег, ограниченный по кра€м доски незначительно возвышающимис€ над ним пол€ми. ƒл€ маленьких икон могла использоватьс€ одна доска. ƒл€ икон большого размера соедин€лось несколько досок. ’арактер креплени€, глубина ковчега и ширина полей нередко позвол€ют определить врем€ и место изготовлени€ иконной доски. ѕол€ древних икон ’I-’II веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Ѕолее поздние иконы имеют узкие пол€, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.



¬ качестве грунта примен€лс€ левкас, который приготовл€лс€ из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) кле€. »конную доску несколько раз промазывали жидким гор€чим клеем, затем наклеивали паволоку, притира€ ее ладонью. ѕосле высыхани€ паволоки наносили левкас. Ћевкас накладывалс€ в несколько приемов, сло€ми. ѕоверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. »ногда на левкас наносили рельеф. ¬ древних иконах, начина€ с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. »ногда така€ узорна€ чеканка выполн€лась на нимбах. ¬ более поздние времена (с XVI века) дл€ создани€ углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществл€лась резьба по левкасу. ѕотом рельеф золотили.



Ќа подготовленной поверхности грунта делалс€ рисунок. —начала выполн€лась перва€ прорисовка изображений, а затем втора€, более подробна€. ѕервую прорисовку делали легким касанием м€гкого угл€ из веток березы, вторую — черной или коричневой краской.



Ќекоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по пропис€м, полученным с икон, которые служили образцами.
ѕосле этого начиналось собственно письмо. —начала золотили все, что требовалось: пол€ иконы, свет, венцы, складки одежды. «атем выполн€лось доличное письмо, то есть писались одежды, строени€, пейзаж. Ќа заключительном этапе создани€ иконы писались лики. √отовое изображение покрывали особого рода масл€ным лаком — "проолифливали".



–абота красками выполн€лась в строго определенной последовательности. » иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и мен€лись во времени.
—начала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими сло€ми соответствующих красок в таком пор€дке: фон (если он не золотой), горы, строени€, одежды, открытые части тела, лики. ѕосле этого делалось пробеливание, при котором высветл€лись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). ѕостепенно добавл€€ к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие участки высветлени€. ѕоследние штрихи наносились уже чистыми белилами.
ƒл€ создани€ большей объемности изображаемого на затемненные и углубленные участки наносилс€ тончайший слой темной краски. ѕосле темной краски тонкими лини€ми прорисовывались все черты лица и волосы.



ѕотом наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пр€ди волос белилами или охрой с большим добавлением белил. «атем наносились "рум€ны".  расную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки ушей. ѕосле этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.



–уководством к написанию икон служили образцы — "подлинники". ѕодлинники содержали указани€, как должно писать тот или иной образ.
“емперна€ живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Ётого достигали в течении долгих лет ученичества. »конописание было великим творчеством. »зограф специально готовилс€ к совершению "дела иконотворени€".
Ёто было актом общени€ с миром иным и требовало духовного и физического очищени€, когда все плотское по возможности подавл€лось: "...он, когда писал св€тую икону, только по субботам и воскресени€м касалс€ пищи, не дава€ себе поко€ день и ночь. Ќочь проводил в бдении, молитве и поклонах. ƒнем же со вс€ким смирением, нест€жанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Ѕогомышлением предавалс€ иконописанию".




”дачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Ѕогом. »мен древнерусских художников сохранилось очень мало. ¬едь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Ѕог, и потому казалось неуместным называть им€ человека, чьими руками Ѕог воспользовалс€.
— другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себ€ было не нужно: ведь Ѕог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытаетс€ воспроизвести ѕрообраз.





¬изантийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. ќни писали иконы, си€ющие позолотой и €ркими красками. ” каждого цвета было свое место, свое значение. ÷вета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. ¬ ¬изантии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. ќдна или несколько красок создавали говор€щий образ. ќбуча€сь у византийцев, русские мастера-иконописцы прин€ли и сохранили символику цвета. Ќо на –уси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской ¬изантии.  раски на русских иконах стали более живыми, €ркими и звонкими. »конописцы ƒревней –уси научились создавать произведени€, близкие местным услови€м, вкусам и идеалам.



«олотой цвет
«олотой блеск мозаик и икон позвол€л почувствовать си€ние Ѕога и великолепие Ќебесного ÷арства, где никогда не бывает ночи. «олотой цвет обозначал самого Ѕога. Ётот цвет си€ет различными оттенками на иконе ¬ладимирской Ѕожией ћатери.



ѕурпурный цвет
ѕурпурный, или багр€ный, цвет был очень важен в византийской культуре. Ёто цвет цар€, владыки - Ѕога на небе, императора на земле. “олько император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось).  ожаные или дерев€нные переплеты ≈вангели€ в храмах обт€гивали пурпурной тканью. Ётот цвет присутствовал в иконах на одеждах Ѕогоматери - царицы Ќебесной.



 расный цвет
 расный - один из самых заметных цветов в иконе. Ёто цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии »менно поэтому красный цвет стал символом ¬оскресени€ - победы жизни над смертью. Ќо в то же врем€ это цвет крови и мучений, цвет жертвы ’риста. ¬ красных одеждах изображали на иконах мучеников.  расным небесным огнем си€ют крыль€ приближенных к престолу Ѕога архангелов-серафимов. »ногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.



Ѕелый цвет
Ѕелый цвет - символ Ѕожественного света. Ёто цвет чистоты, св€тости и простоты. Ќа иконах и фресках св€тых и праведников обычно изображали в белом ѕраведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". “ем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Ќо белым цветом изображали только праведные души.



—иний и голубой цвета
—иний и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. —иний цвет считалс€ цветом Ѕогоматери, соединившей в себе и земное и небесное. –осписи во многих храмах, посв€щенных Ѕогоматери, наполнены небесной синевой.



«еленый цвет
«еленый цвет - природный, живой. Ёто цвет травы и листьев, юности, цветени€, надежды, вечного обновлени€. «еленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах –ождества.



 оричневый цвет
 оричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. —мешива€сь с царским пурпуром в одеждах Ѕогоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.



„ерный цвет
„ерный цвет - цвет зла и смерти. ¬ иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зи€ющую адскую бездну. ¬ некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Ќапример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину ¬селенной, изображали  осмос - старца в короне в иконе —ошестви€ —в€того ƒуха. „ерные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.



÷вет, который никогда не использовалс€ в иконописи - серый. —мешав в себе черное и белое, зло и добро, он становилс€ цветом не€сности, пустоты, небыти€. “акому цвету не было места в лучезарном мире иконы.









Ћица св€тых на иконах — это лики, то есть лица тех, кто вне времени, кто в вечности. » именно поэтому индивидуальные черты лица, понимаемые как случайные атрибуты временной земной жизни, оставл€ютс€ лишь как признаки, необходимые дл€ узнавани€.
Ћик — это лицо, освободившеес€ от печати мирских страстей и праздных треволнений и обретшее статус зримого символа свершившегос€ духовного преображени€.



”знать или отличить того или иного св€того можно лишь по канонизированному набору признаков (книга, одежда, борода, усы и т. д.). Ётот набор — своего рода иконографическа€ константа, код, воспроизводимый и повтор€емый без изменений при изображении данного св€того на разных иконах в разные эпохи.



Ќо иконы не прославл€ют плоть, как это делало искусство €зыческой античности. ќни воссоздают лишь те зримые ее черты, которые выражают собой незримые свойства ѕервообраза, такие как смирение, доброта, терпимость, нест€жание, кротость.
 ак говорил один из отцов церкви √ригорий Ќисский: "Ѕожественна€ красота про€вл€етс€ не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обуславливаемой каким-либо из€ществом красок, но усматриваетс€ в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью".






»конописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрени€, которому нельз€ довер€ть из-за его плотской природы, и потому считали дл€ себ€ об€зательным пытатьс€ изобразить мир не таким, каким они его вид€т, а таким, каков он есть на самом деле. ¬опрос же о том, каков мир на самом деле, мог решатьс€ только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимаетс€ не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.



ќшибаетс€ тот, кто ищет в иконе внешней красивости. ÷ерковное творчество отличаетс€ несколько иным пониманием красоты.  расота духовна€ выше телесной, и цель христианской жизни заключаетс€ в восхождении к ѕервоисточнику красоты — Ѕогу. ѕрирода — одно из средств познани€ Ѕога, через созерцание ее красот человек призываетс€ прославл€ть Ѕога-“ворца и созидать красоту своего внутреннего образа, возраста€ и обновл€€сь во ’ристе в новую тварь, преображенную, искупленную дл€ новой, ¬ечной ∆изни во ’ристе. Ќо мыслить духовно человеку в земных услови€х очень трудно, и ÷ерковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — нагл€дное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Ёто и есть древн€€ икона. ѕоэтому перед иконой «не писаному лику поклон€емс€ в молитве, а восходим к ѕервообразу»



язык иконы — это то же, что грамота. –ебенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. “ак и в иконописи есть сво€ грамота, сво€ школа, сво€ последовательность работы, через которые ученику даютс€ особые знани€, особа€ подготовка и особое воспитание. ѕрограмма и постепенность обучени€ также традиционны и проверены опытом многих поколений.








" ак некое Ѕогооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов ÷еркви, как их свидетельство вечности древн€€ икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрасти€, величие смирени€ и простоты, страх Ѕожий и благоговение. ѕеред ней затихают страсти и суета мира; она выситс€ над всем в ином плане быти€. »кона есть велика€ св€тын€ и по содержанию, и по форме. Ќекоторые иконы написаны перстом Ѕожиим, некоторые — јнгелами. јнгелы служили иконам, перенос€ их с места на место (“ихвинска€ икона Ѕожией ћатери и др.); многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копь€ми и стрелами, источали кровь и слезы, не говор€ уже о других бесчисленных знамени€х, как исцелени€ и прочее.
≈вангелие проповедует ÷арствие Ѕожие словом, икона то же вещает образом."



јвтор: NATAX

Lenyr
–убрики:  «≈–Ќќ ƒ”’ќ¬Ќќ≈
ћетки:  

ѕроцитировано 11 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Nadin-YA   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2012 г. 13:07 (ссылка)

81835561_2__2_ (600x445, 64Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lenyr   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2012 г. 13:23 (ссылка)

ќтвет на комментарий Nadin-YA

–ождество
ѕоздравл€ю с радостным и светлым праздником Ц –ождеством ’ристовым! ѕусть в ¬ашей жизни царит мир, спокойствие и добро! ѕусть горе и несчасть€ обход€т стороной ¬аш дом! —часть€, удачи и успеха всей ¬ашей семье, друзь€м и родным!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Donnarossa   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2012 г. 21:26 (ссылка)
Lenyr, очень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“ать€на975   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 январ€ 2012 г. 15:38 (ссылка)
ƒай Ѕоже,постичь...—пасибо ¬ам!— –ождеством!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Cadmii   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2012 г. 12:21 (ссылка)
георг23
— праздниками теб€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку