Финифть - древнерусское название
эмали, искусство которой появилось
на Руси из Византии в 10 веке
("финифтис" - греч. блестящий).
Искусство украшения эмалью
металлических изделий достигло
особо высокого совершенства на
Руси в XVI - XVII веках. Расписной
эмалью украшали столовую посуду,
утварь, оружие, предметы
церковного обихода.
Отчего же финифть была так
привлекательна? Дело в том,
что украшения из финифти
исключительно долговечны –
краски на них не разрушаются
под воздействием солнечного света,
влаги, перепадов температуры,
цвет сохраняет свою свежесть и
ясность долгие годы.
Такую устойчивость обеспечивает
сложная технология производства
финифти. Сначала выбранный лист
тонкой меди (он должен быть
выпуклым и уже подготовленной формы)
покрывается тремя слоями белой эмали,
а обратная сторона во избежание
деформации-контрэмалью. Все это
последовательно обжигается в
муфельной печи при температуре в
700-800°С.
Затем наносится первоначальный,
грубый рисунок (подмалевок),
его обжигают, дают остыть.
Вторым слоем прорабатывают
дополнительные цвета рисунка. И
эмаль снова обжигается. Краски
сплавляются, приобретают блеск,
прозрачность и чистоту. На
некоторых сложных работах
количество наносимых слоев
и обжигов доходит до 7. Простые
изделия могут обходиться и
двумя-тремя слоями. После
такой «закалки» финифти не
страшны никакие испытания,
даже временем.
Основу эмали составляет
стекловидный сплав-«плавень»-
пережженные олово и свинец,
смешанные с толченым стеклом,
добавками поташа, натрия, серы.
Цвет эмали придают различные
окислы металлов. Коричневый и
черный цвет достигался введением
окислов железа, зеленый-медных
и железных окислов, голубой-
медных, красный-свинцовых и
медных, широко распространенный
молочный цвет придавала окись
цинка.
Существует много разновидностей
эмалей-выемчатая (по литью и
резьбе), перегородчатая (эмаль
по сканому орнаменту), сквозная
или прозрачная (ее называют также
просвечивающей или «оконной») и,
наконец, живописная (расписная
эмаль).Перегородчатой эмалью
украшали детали парадных и
головных уборов, колты (род
парадных подвесок), диадемы,
нашивные бляшки, а также церковную
утварь, облачения, образки…
Трудность работы художников
по эмали заключается в том,
что при обжиге краски изменяют
свои цвета. Поэтому приходится
подбирать их очень вдумчиво,
регулярно пробуя на «опытнице»
(пробном кусочке эмали),
какой результат принесет обжиг
того или иного пигмента.